Для родителей

Роль игры в организации жизни и деятельности детей

В игровой деятельности дошкольников существуют

 реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Эти общественные отношения – главное, что создается в процессе игры.
Реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, часто не совпадают с теми отношениями, которые ребенок изображает, руководствуясь сюжетом, взятой на себя ролью или правилом игры.
Сфера реальных взаимоотношений остается скрытой тем больше, чем больше дидактизирована игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как членов детского общества, дошкольного коллектива. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальной потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений. Проходит немалый срок, прежде чем у ребенка сложатся простейшие формы индивидуального поведения и он станет самостоятельно двигаться, действовать по собственной инициативе. Воспитание у ребенка сосредоточенности позволяет ему развить индивидуальную игру и как-то наладить свою жизнь в детской среде. Игры рядом становятся приемлемой формой организации жизни и деятельности детей. Каждый, ребенок в своей игре находит достаточное содержание и не мешает


играющему рядом. Дети относятся терпимо друг к другу именно потому, что они сосредоточены на индивидуальной игре.


Находясь в среде детей, ребенок, естественно, тянется к.ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого и т. д. Это взаимодействие на первом этапе еще механическое – люди и вещи для играющего ребенка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте.
Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребенка своим содержанием, когда он стремится катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребенок. Еще более, сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности того или другого ребенка, рождаются симпатии и даже привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Эта целая жизнь детской группы, детского коллектива.

От того, организована ли жизнь детей в играх по принципу индивидуализма или коллективизма, зависит и характер их поступков, а в конечном счете особенности их поведения, а также их суждений как о своем поведении, так и о поведении других играющих.

Что же руководит детьми в этих процессах? Что обеспечивает, слаженную жизнь детей в играх, организованность этой жизни? Можно было думать, что все здесь зависит от непосредственного влияния взрослого. Однако это предположение не подтверждается. В практике бывает, что жизнь детей в игре протекает хорошо, а взрослый имеет к этому мало отношения. Тогда обращаются к характеристике детей и в ней ищут ответ на поставленный вопрос. Полагают, что если ребенок организован, во всяком случае, если организовано большинство детей группы, то жизнь пойдет слаженно, Спокойно, все дело в том, насколько играющие организованны и дисциплинированны.


Изучая детскую жизнь в играх, мы находим в поведении детей и черты организованности, дисциплиниро-


ванности, заинтересованности. Однако часто случается так, что дети, обладающие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового общества.

Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу быть способными действовать друг с другом. Это свойство мы назвали общественностью.

Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества, входит в него и в нем действует в чем-то завися от общества детей, в чем-то подчиняясь ему; во всяком случае, он находится в обществе играющих детей, а не в стороне от него. Если индивидуальное поведение ребенка может определяться какими-то другими чертами личности и особенностями, то общественное поведение характеризуется в первую очередь наличием этой черты. Предлагая детям играть вместе, играть дружно, мы тем самым требуем от них довольно высокого уровня развития общественности.

Общественность — не врожденное, а воспитуемое качество. Развитие у ребенка этого качества зависит от детской среды, в которой он живет и которая его Воспитывает; эта активная воспитывающая роль принадлежит коллективу детей. Конечно, и здесь есть свои возрастные границы и возможности. Значит, задача заключается в такой организации общества детей, чтобы в нем было все необходимое для совместной детской жизни. Разумеется, это дело взрослых.


Общественность — одна из важнейших качеств члена общества, которое основано на общественной собственности на средства производства, на коллективном труда и обеспечивает интересы этого общества. Именно игра позволяет формировать это качество и тем самым сближает воспитание с характером жизни общества взрослых.

Взаимодействия играющих детей проходят сложный путь развития. На разных возрастных этапах их характеризуют специфические особенности, поэтому уровень развития общественности и диапазон ее проявлений различны. Общественность как определенное качество личности возникает в процессе совместной жизни и дея-

тельности детей, коллективных игр. Играющие группы выступают как результаты и вместе с тем как выразители конкретной жизни детского общества. Пусть эти коллективы живут недолго, пусть один сменяется другим, вновь возникают – это значит, что детское общество: живет своей жизнью и интересами.

На основе общественности как качества, характерного для личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений. Жизнь детей в играх открывает нам путь в сферу воспитания, в гущу тех вопросов, которые связаны с поведением и отношением детей к окружающим, друг к другу.

Именно в их игровой жизни с необыкновенной яркостью обнаруживается сложная область поступка, отношения. Это тот слой, который скрыт завесой образов самой игры (добрых и строгих мам, отважных капитанов, неустрашимых летчиков и т. д.), скрыт за всем тем, чем питается и живет детская фантазия. За этим внешним (по отношению к сущности детской жизни в игре) слоем существуют те действительные отношения, в которых находятся играющие дети.


Для того чтобы правильно определять пути и средства воспитания, формирования человеческих отношений, характеров, надо видеть поступки играющих детей и причины, вызвавшие их в каждый данный момент.

Задумаемся, почему самую интересную роль так охотно уступают какому-то одному ребенку. Почему выполнение правил требуется играющими не от всех детей в равной мере? Почему кое-кто из детей совсем не попадает в играющее общество? Здесь целый ряд поступков — уступили, согласились, не взыскивают, изолируют и т. д. Здесь, в этих поступках, борется справедливость и несправедливость, по этим меркам формируются чувства детей, их отношения. С формированием личности развитое качество общественности, укрепленное практикой жизни в играх, практикой действительных поступков, способно открыть путь к тому, чтобы действия и поступки детей определялись мотивами, продиктованными этими моральными принципами.

Как безмерно часто мы готовы высказывать детям различные моральные поучения — «так нехорошо», «надо быть добрым», «надо играть дружно», искренне полагая, что в этом и заключается воспитательная работа.

Говоря ребенку: «Не отнимай игрушку», мы преподносим ему моральную норму, но это малышу еще ничего не дает, не воспитывает, а делает его беспомощным, а в ряде случаев и завистливым: все-таки право на стороне взрослого, сказавшего эту фразу! Он на этом будет настаивать, и ребенок должен уступить. Сколько раз нужно уступить? И почему нужно уступать? Потому что этого требует взрослый? Но непосредственно преподносимая ребенку нравственная норма для него неубедительна и не может воспитывать его в желаемом направлении. Поэтому мы часто слышим голоса: «Да, ему все отдавай и отдавай!»

Претворение этих нравственных норм мы оставляем на усмотрение самих детей. А они не могут ими воспользоваться в тех сложных для ребенка практических случаях, которые повседневно возникают в их игровой жизни. Именно в играх протекает жизнь детского общества с его непосредственными потребностями. Отношения в этом обществе строят сами дети. Значит, для того чтобы жизнь и деятельность детей в играх стала формой организации коллектива (а не просто стихийно развивающейся игровой деятельностью), необходимо придать этой форме те черты, которые включат ее в явления педагогические:

Поэтому нужно:

1) закрепить за этой формой детской жизни необходимое время в педагогическом процессе, соотнеся его с возрастом детей, с другими формами организации воспитательного процесса;

2) предусмотреть общее содержание и возможности игры в связи с их характером в отдельные периоды жизни детей в детском саду.

Но более важно понять то, что включает форма воспитания и как проявляется она в организаторской функции взрослого, которая строится с учетом особенностей детской жизни и в соответствии с педагогическими задачами. В ходе этой жизни и деятельности дети должны на практике приобретать качество общественности.

Взрослые должны создать условия для постоянных упражнений (в данном случае в играх), необходимых для формирования общественности. Говоря об организации условий, мы имеем в виду воспитательный смысл этого слова, желая противопоставить этот педагогический метод распространенному методу моральных деклараций. Важно также обдумать формы и, границы вмешательства воспитателя в те ситуации, которые возникают в детской жизни.

Но это только часть дела. Главное, что в игре как форме организации жизни детей и их деятельности существует детское общество, в котором каждый ребенок занимает определенное место как член этого общества. В таких условиях отдельный ребенок меньше всего является объектом воспитания. Налицо не ситуация «взрослый—ребенок», а ситуация «общество детей—ребенок», «ребенок в обществе детей». Взрослый имеет отношение прежде всего к детскому коллективу и только с этой точки зрения сможет правильно понять происходящее и быть справедливым судьей и умным советчиком.

Дети сами создают свою жизнь в играх, свои отношения, а воспитатель должен помочь, разумно направляя этот процесс. Влияния взрослого опосредованы детским коллективом, который живет своей жизнью. Поэтому приемлем только широкий воспитательный подход, принимающий во внимание собственные силы детского коллектива, его организационные формы, складывающиеся нормы морали применительно к детским проявлениям, к детской жизни.

В центре внимания при рассмотрении игры как формы организации детской жизни стоит не тот или иной тип игры, а воспитание детей через игры, в процессе игр, воспитание в духе общественного поведения и поступков.

Консультация для родителей на тему:

«Скоро в школу!?»

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс?

Этот вопрос беспокоит многих родителей. Неясность здесь в том, что школы предъявляют к будущим первоклассникам разные требования. Помочь родителям ответить на этот вопрос, совместно с семьей подготовить малыша к школе призван детский сад.

В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №378» г. Перми этому вопросу уделяется большое внимание. Для начала, в сообществе с научным руководителем Фадеевой Е.М., были определены важные компетенции дошкольника и описан портрет выпускника детского сада, который определяет уровень знаний и умений ребенка. Затем совместно с педагогами школы МОУ СОШ №16, разработана программа преемственности, которая помогает детям и родителям, адаптироваться к школьным требованиям, а педагогам школы учитывать все особенности выпускников детского сада. Но есть среди определений готовности к школе, такое понятие - психологическая готовность. Что же это такое?

Психологическая готовность - это совокупность качеств личности и определенный уровень развития восприятия, мышления, памяти, внимания. Она включает в себя:

· Интеллектуальную осведомленность: объем знаний, приобретенный опытным путем и логически осмысленный. К интеллектуальной готовности относится и аналитическое мышление, которое начинает развиваться с младенчества и помогает устанавливать связи между предметами и явлениями – решать задачи.

Социальную и эмоционально – волевую готовность, которая включает в себя понимание и принятие новой роли – ученик, со всеми степенями ответственности, а так же умением взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, задавая вопросы. Умение регулировать свои желания и подчинять свою деятельность правилам - это показатели волевой готовности к обучению в школе.

· Учебную мотивацию.

Необходимо помнить, что без определенного уровня развития этих компонентов, невозможно нормальное обучение ребенка в школе.

Хочется дать некоторые советы родителям будущих первоклассников по формированию учебных мотивов, так – как, по мнению психологов, это наиболее значимый компонент психологической готовности, который часто остается недостаточно развитым:

·Стимулируйте исследовательскую активность малыша с самого раннего детства: старайтесь реагировать спокойно на сломанные игрушки и грязную одежду – интересуйтесь какую цель преследовал ребёнок, разбирая любимую машину или стоя в луже по колено…

Тревожность за жизнь ребенка должна быть разумной – чрезмерная опека родителей блокирует познавательную активность;

Помните, что в дошкольном детстве ведущая познавательная деятельность – игровая, и чрезмерное количество дополнительных учебных занятий является причиной нежелания идти в школу. Уделите больше времени совместным с ребенком играм, наблюдениям и экспериментам, спортивным мероприятиям;

Усвоение новых знаний будет эффективнее, если они сопровождаются положительными эмоциями – старайтесь хвалить ребенка, выполняя с ним учебные задания;

Интерес к обучению в школе передается от родителей: интересные рассказы о школьной жизни, рассматривание фотографий, яркие положительные эмоции при воспоминаниях о школьных событиях близкими родственниками и ожидание интересной школьной жизни для ребенка позитивно скажутся на развитии учебной мотивации.

Развитие познавательной активности и мотивации к обучению является зоной ответственности родителей, но если возникают трудности в подготовке ребенка к школе, то на Ваши вопросы сможет ответить педагог – психолог детского сада.

В арсенале нашего дошкольного учреждения имеется специально разработанная коррекционно – развивающая программа «Скоро в школу» Мялицыной О.П., которая прошла апробацию и получила рецензию педагогического университета. Занятия по данной программе проводятся психологом высшей квалификационной категории, и помогают детям 5-7 лет всесторонне подготовиться к школе. Вариативность программы позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия, учитывая особенности в развитии каждого ребенка.

В помощь родителям организованы диагностические и консультативные встречи. Оформлены консультационные материалы по актуальным вопросам: «Как оценить уровень готовности ребенка к школе», «Развиваем память», «Готовим руку к овладению письмом» и др.

На базе нашего детского сада работает родительский клуб «Учимся играя». Благодаря этим встречам, родители, включаясь в игровые задания, получают навыки взаимодействия с детьми и помогают им всесторонне подготовиться к новому виду деятельности – учебе.

Необходимо помнить, что на пороге школьного образования, важно поддерживать позитивный настрой ребенка и воспитывать самостоятельность в решении повседневных задач, а так же стимулировать доверительные отношения в семье.


Успехов в школе!













Комментариев нет:

Отправить комментарий